Современные тенденции в ландшафтном дизайне Человек – часть природы. Не потому ли, едва завладев даже крошечным кусочком земли, в нем просыпаются инстинкты земледельца. Своими ли руками, или руками наемных работников, он создает свой сад, точнее Сад Своей Мечты. Это может быть банальный огород, а может быть свой маленький Версаль, или воспоминания о мавританской Испании, или романтический сад русской усадьбы. Чтобы свою мечту сделать реальностью, очень важно найти нужное решение для ее воплощения, выбрать стиль для своего будущего сада. И тут своего чутья и миропонимания недостаточно. На помощь приходят книги, журналы, замечательные люди, владеющие секретами ландшафтного дизайна. Что же такое стиль в ландшафтном дизайне? В широком смысле стиль – это некая общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идеи и художественного содержания. В ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, цветового решения малого сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования. История развития человечества выдвинула два главных направления в садовом дизайне – регулярный и пейзажный. Каждая историческая эпоха вносила свои черты в эти направления. Не осталось в стороне и наше время. Истоки современноголандшафтного дизайна Истоки классическихсадовых стилей уходят в глубь веков. С IX в.до н. э. известен рукотворный сад –вавилонские висячие «сады Семирамиды» (одноиз «семи чудес света»). Несмотря на то, чтодо нас дошло лишь их описание, впрочем, как исадов Древнего Египта, Древней Греции иДревнего Рима, они оказали существенноевлияние на развитие садово-парковогоискусства, образцами которого и понынеявляются знаменитые дворцовые парки.Основные принципы классических стилей вландшафтной архитектуре, безусловно,трансформировались не только во времени, нои в традициях разных стран. Например,регулярные сады эпохи итальянскогоВозрождения, французского классицизма иголландского барокко значительноотличаются друг от друга, что обусловленоприродными условиями и особенностяминационального характера. Регулярный стиль предполагаетобширные партерные пространства,главенство дома, построение главнойкомпозиционной оси с раскрытием далекойперспективы, строгую симметрию впланировке сада, прямые линии, зеркальностьотносительно осевой композиции. Нам более знаком французскийрегулярный сад, в котором царит роскошь. Емуприсущи прямые широкие аллеи, строгиебоскеты, стриженые деревья и кустарники,ковровые цветники, врезанные в партерныегазоны, строгой геометрической формыбассейны с фонтанами, каскадами, обилиескульптур. Итальянский сад – более ранняявариация регулярного сада. Егоособенностью является террасированныйландшафт, обилие белого камня, балюстрад,лестниц, скульптур в античном стиле,оливковых рощ и кадочных культур. В отличие от европейских садов,запечатлевших, прежде всего, идеи инастроения правящей элиты, сады Востокаотражали религиозное и философскоевосприятие мира. Основу исламского садасоставляет так называемый «чор-багх» («четыресада»), символизирующий райский сад, изкоторого вытекают 4 священные реки и делятего на 4 части. План исламского сада состоитиз одного или нескольких квадратов. Строгаягеометричность планировки подчеркиваетсядорожками, формой растений и узкими,мелкими канальцами с водой. Исламскиетрадиции лежат и в основе мавританскогостиля. Его характерная черта – отсутствиепривычного нам газона, который успешнозаменяет мощение. Пейзажный стиль пришел в Европуиз Китая, где всегда абсолютизироваласькрасота природы. Здесь большое значениепридавалось тому, чтобы здания органичновписывались в искусно обработанныйприродный ландшафт, включающий озера ивозвышенности. Главная задача китайскогоархитектора была в том, чтобы найти ту точку,откуда открывается самый красивый пейзаж.Главной композиции подчиняются всеостальные. В Европе, точнее в Англии, первыепейзажные парки появились в XVIII в.,обозначив появление нового отношенияевропейца к природе. Для пейзажного стиляхарактерны извилистые дорожки с низкимплотным травяным покровом, либо покрытыепеском, гравийным отсевом, дробленой щепойили кирпичной крошкой. Цветов в английскомсаду мало, и они высаживаются группами, чащев миксбордерах. Растения используются схарактерной фактурой листьев, естественнойформой кроны, учитывается сочетание ихформы и цвета, даже осенняя окраска листвы.Водоем имеет естественные, близкие кприродным, очертания берегов. Модный нынче японский пейзажныйсад невелик по площади, каждая его деталь –будь то мостик, фонарик или зонтик – несетсложный внутренний смысл. Для европейцаяпонский сад излишне театрален, но оченьпривлекателен. Основной его принцип –ощущение спокойствия и отдыха, созерцанияприроды и миниатюризация. Пейзаж, созданныйв японском саду, далек от естественнойприроды, но именно ее образцы,видоизмененные автором, положены в основукартины сада, размещенного на небольшомучастке с применением ограниченных средств. В литературе мало уделяетсявнимания такому явлению, как русскийпейзажный стиль. Некоторые исследователидаже утверждают, что такого стиля нет. Хотярусский сад XIX века имеет ярко выраженныеиндивидуальные черты. Это и большиепространства нетронутой, а лишь слегкаприрученной природы, каскады копаныхпрудов, плодовые рощи, цветники, в которыхсочетаются царственные лилии и полевыеромашки. Русский сад всегда удачно совмещалдва направления – декоративное иутилитарное. Огороды в этих садах не впример французским были красивы неизысканным оформлением, а богатым урожаемсамых разнообразных овощей. Современные садовыестили Казалось бы, ещенедавно само понятие «ландшафтный дизайн»в нашей стране применялось исключительно кистории садово-паркового искусства.Сегодня ландшафтный дизайн шагнул изпарковых комплексов в частные владения.Причем, количество гектаров и соток неимеет значения. Уже есть примерывысококлассного оформления придомовойтерритории площадью менее сотки. Сегодняшний ландшафтный дизайнтакже отражает философские имировоззренческие идеи своего времени, каки сто и двести лет назад. Современнаястилистика, в отличие от классическихстилей, более демократична, проста ввоплощении. В определенной степенисовременные стили являются лишьстилизацией дошедших до нас основныхнаправлений в садово-парковом искусстве,значительно обогащенных новыми идеями итехнологиями. В XX веке наиболее ярко былавыражена стилистика у таких направлений,как голландский сад, колониальный,романтический, сельский, модерн, хай-тэк.На пике моды сегодня экологический сад. Для современных стилей малогосада XX–XХI вв. характерны усилениеэстетической составляющей и расширениеиндивидуальности. Малый сад – какгородской, так и загородный – значительнозависит от образа жизни и вкусов еговладельцев, он поддается влиянию моды, и вцелом его стилевое решение болееэклектично, чем у крупных парков. Конец XX и начало XXI века – времяжизни в стиле «техно». Сам стиль оторван отприроды, что не могло не сказаться насадовом дизайне. В моду вошла эклектика.Талантливое смешение стилей поройприводило к удивительным результатам.Особенно ярко это отразилось на целом рядевыставочных садов, представленных впоследние годы в Челси, на самой именитойвыставке ландшафтного искусства идостижений селекции декоративных растений.В то же время наиболее модные тенденции вландшафтном дизайне связаны с подчеркнутойнатуральностью садов. Это и обилие злаков, «дикарей»,налет непричесанности даже при соблюдениистрогой геометрической планировки. Это ивозрождающаяся мода на зеленые крыши,отданные на откуп травам и почвопокровнымдекоративным растениям. Модные тенденции Мода в ландшафтномдизайне, в отличие от моды в одежде, дамадемократичная. Хотя она также условноразделяется на высокую и pret-a-porte. Высокуюмоду диктует, ежегодная выставка в Челси,которую организует Королевское садовоеобщество Великобритании с конца XIX века. Впоследние годы высокая мода делает акцентна экологизме ландшафтов, уделяя большевнимания не достижениям селекционеров, адикоросам, декоративным травам. Причем,такие растения вписываются в ландшафтныепроекты, выполненные не только в пейзажномстиле. Сегодня наивысшим достижениемландшафтного дизайнера может считатьсясочетание геометрии форм цветников итаинственное волнение злаков,высокотехнологичных садовых изделий изстали и стекла с пришедшими в садызарослями рогоза, бамбука и даже …чертополоха. На пике моды нынче имитациястарого заброшенного сада, воссозданиекартины первозданной природы. Правда,создание атмосферы запущенности дело оченьдорогое, а привнесение в сад наиболееэффектных дикоросов сопряжено с тем, чтомногие из них значатся в Красной книге. Номожет ли это остановить модников в областиландшафтного дизайна? Конечно, нет. Иевропейские модные тенденции прорываются ив российские сады. Сегодня в российских садах царитэклектика, смешение стилей и жанров. В однихслучаях это сделано талантливо, в других…Именно поэтому так важно не ошибиться ввыборе стиля, а главное – в выборе своего,близкого заказчику по духу дизайнера. Что же сегодня популярно вроссийских садах? Постоянно растет интерес ктрадициям русской дворянской усадьбы. Тутвам и лирические березки, и романтическийпруд, и лужайки с полевыми цветами, яблони,утопающие в цвету, заросли сирени и тонкийаромат чубушника (жасмина). По-прежнему популярны восточныемотивы. Если японский стиль прослеживаетсялишь на небольшом участке, как правило, вприватной зоне сада, то элементы китайскогосада порой пронизывают весь участок. Несмотря на российские холода насвсе еще манят средиземноморские сны. Мотивыитальянского и мавританского сада оченьсильны во многих реализованных проектахроссийских дизайнеров. Особую изысканностьтаким садам придают качественные копииантичных и ренессансных статуй. Вообще, в последнее времяпрослеживается тенденция большеговнимания к декоративным деталям сада. Этоне обязательно функциональные элементы –беседки, скамьи, мостики, но и чистодекоративные детали. Это и скульптуры, идекоративные кашпо, вазоны (причём невсегда заполненные цветами), оригинальныеисточники, эффектные подвесные корзины сдекоративными растениями. Очень активноиспользуются в садах кормушки и купальнидля птиц, скворечники. В нашей стране возвращается модана солнечные часы. Вслед за Европой мы хотимиметь их в садах вовсе не для того, чтобысверять время. Главное их достоинство –высокая декоративность. Модным элементом сада является изеленая скульптура. Это могут бытьроскошные экземпляры стриженыхвечнозеленых деревьев и кустарников, амогут быть выращенные на металлическомкаркасе почвопокровные многолетники илиплетистые растения. В общем, модные тенденции вовсе неставят дизайнера в жесткие рамки, апозволяют проявлять фантазию. Главное,чтобы владельцы участков доверяливыбранному дизайнеру, смелее шли наэксперименты и не ужасалисьэкстравагантным предложениям специалистов.Сегодня это эксперимент, а завтра – модноетечение. Чего ждать отрусского дизайна Мы так долго жили ватмосфере серенькой архитектуры,сарайчиков под названием «дачный домик»,неухоженности городских ландшафтов искромности сельских цветников, что покаочень осторожно относимся к европейскоймоде на экологический сад, на замену яркихлетников на злаки и «сорнячные» растения.Однако можно смело прогнозировать, чтопройдет немного времени и уйдет мода намногоцветье, на обширные клумбы изтрудоемких летников. Природный ландшафт, множествовидовых растений значительно облегчаютзадачу российских ландшафтных дизайнеровпо созданию экологических садов. Это могутбыть как романтическое очарованиесреднерусских лесов, так и суровыеландшафты степи и тундры. Именно последниенаиболее соответствуют главному принципувысокой моды в садовом искусстве –минимализм и простота. Согласитесь, что, возможно, будеточень интересно на участке, когда-то бывшемогромным колхозным полем, без деревца икустика, разбить сад в стиле каменистойстепи. Тут вам и отголоски китайского сада,и элементы строгого английского парка. И ненужно тащить в такой сад экзотические «неженки».В таком саду место ковылям, куртинам ячменягривастого, полянкам чабреца и тимьяна,лиловым клематисам, ирису болотному ипионам с простыми цветками, весеннимэрантисам да ярким адонисам. Впишется сюдаи модный нынче сухой ручей. А усадьба в лесистом месте скореебудет выглядеть как романтическоедворянское гнездо с затянутым ряскойпрудом, извилистым ручьем, поросшимкурильским бамбуком, скамейкой подраскидистой ракитой, полянами из злаков иполевых цветов вместо чопорного и скучногогазона. Однако и через пять, и черездесять лет российские дизайнеры будут всвоих работах опираться на классическиестили. Создавая свой собственный проектсада, трудно избежать эклектичности, да,пожалуй, и невозможно. Но эклектичностьсовременного сада не отменяет определенныхправил, которых следует придерживаться,чтобы сад был гармоничен и по форме, и посодержанию. Современный ритм жизни диктуетсвои условия – снижение затрат времени исредств на поддержание сада в хорошемсостоянии. Важно учитывать и то, что сад невырастает в одночасье, даже еслиландшафтная фирма сдала работу «под ключ».Чтобы он приобрел законченные черты, нужноне год и не два. Только когда деревьяподрастут, кустарники приобретутнеобходимую форму, а почвопокровные врокарии или альпинарии затянут пустоты,можно будет судить о том, стал ли он СадомВашей Мечты. Авторские сады Современный сад –это, прежде всего, сугубо индивидуальныйпроект для конкретного ландшафта,конкретной семьи. От ландшафтногодизайнера зависит, насколько онпочувствует и поймет особенности участка, атакже привычки и предпочтения хозяев. Ксожалению, нередко перед ним ставитсятрудновыполнимая задача, потому чтотрадиционно даже весьма состоятельныеграждане сначала строят дом, и только потомприглашают специалиста по ландшафту. И ужеландшафтному дизайнеру приходитсяподстраиваться под стиль здания, даже еслисама территория диктует совсем иноестилевое направление. Над проектом сада работает многоспециалистов, однако все более и более напервое место выходит авторская работаландшафтного дизайнера. Это веяние времени. Садовый дизайн начала третьеготысячелетия – не просто авторская работа.Это отражение стиля жизни, образа мышления,эстетических предпочтений не столькодизайнера, сколько владельцев сада. И отталанта дизайнера зависит, сможет ли онпонять, каково место этих конкретных людейв быстро меняющемся мире. В какихстилистических рамках будет им комфортножить. Мне кажется, именно развитая интуиция,жизнь в ощущениях, делают наиболееуспешными ландшафтными дизайнерами женщин.Что подтверждает российскаядействительность. Наиболее талантливые иуспешные проекты созданы именно женщинами-дизайнерами.Это отразилось и в том, что в последние годызаказчик стал уже ориентироваться нетолько на надежность фирмы, но и на имядизайнера. Авторская работа заключается втом, чтобы, моделируя территорию,пространство, создать художественный образ,который соответствовал бы требованиямконкретной семьи, отражал ее вкусы, образжизни. Важнейшая задача – создатьгармоничное, комфортное пространство, накотором царит красота. Наталья Доронина
|